Научный (исследовательский)
подход к изучению того или иного явления является одним из способов
познания человеком окружающего мира (наряду с религиозным способом,
познанием через искусство и др.).
Этот подход имеет четко
установленные и принятые в научном мире черты, которые позволяют
ту или иную работу отнести к области исследовательских.
Что же должно присутствовать
в исследовательской работе?
Во-первых, необходимо сформулировать цель
исследования. Очень часто, читая текст, трудно понять, зачем
он написан. С этим часто приходится сталкиваться
в художественных произведениях, где композиция романа или рассказа
является предметом авторского замысла и развязка, объясняющая цель
написания текста, наступает только в конце. В исследовательских
работах это не так. Композиция и структура исследовательской работы
стандартны, от этих стандартов (или правил) нельзя отступать (как,
например, в футболе нельзя играть руками).
Цель исследования обычно
состоит в изучении определенных явлений (для иллюстрации возьмем
гипотетический пример из области наук о Земле — изучение
кислотности воды в водных объектах N-го заповедника. Все, сказанное
ниже, может быть применено и для любой гуманитарной области).
В некоторых исследованиях
полезно выделить гипотезу. Это позволяет придать работе больший смысл
и конкретизировать предмет исследования. В ходе работы она может
быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной,
т. е. подкрепляться литературными данными и логическими
соображениями. В нашем примере гипотезой исследования может быть
предположение о зависимости кислотности воды от глубины водоема.
Такое предположение определяет и выбор водоемов для отбора проб (мелкие
и глубокие).
После этого необходимо
поставить задачи исследования. Задачи и цели — не одно
и то же. Задачи показывают, что вы собираетесь делать
(например, провести отбор определенного количества проб воды из разных
объектов и определение их кислотности с помощью индикатора,
назовем его условно «лакмусовой бумажкой»).
В работе должен
присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика
того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении
происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны
показать, что знакомы с областью исследований по нескольким
источникам, что вы ставите новую задачу, а не «изобретаете
велосипед», делаете то, что давно уже сделали до вас. Написание
литобзора поможет вам более свободно овладеть материалом, обоснованно
отвечать на вопросы во время доклада. Нужно понимать, что
в хорошо выполненной работе то, что входит в текст
и звучит на докладе — лишь «верхушка айсберга», основная часть
которого скрыта под водой и напрямую в работе не присутствует.
Использованные в нашем
примере правила отбора и определения кислотности являются методикой
исследования, ее описание должно присутствовать в работе
(в какие банки отбирается вода, с берега или с лодки, с какой
глубины, ночью или днем, сразу ли используется «лакмус», каким образом
определяется его цвет (на глаз или с помощью цветового клина) как
записываются результаты). Докладчику необходимо отдавать себе отчет
в границах применимости методики и ее устойчивости (например,
возможных последствиях использования недостаточно хорошо вымытых банок).
Далее представляются
собственные результаты. Необходимо четко понимать разницу между
рабочими данными и данными, представляемыми в тексте работы.
В процессе исследования часто получается большой массив чисел (или иных
данных), которые представлять не нужно. В тексте числа
и конкретные примеры служат для иллюстрации и общей характеристики
полученных в ходе исследования результатов, на основании которых
делаются выводы. Поэтому обычно рабочие данные обрабатывают
и в тексте представляют только самые необходимые. Наиболее
выигрышной формой представления является графическая. Всегда ставьте себя
на место читателя, которому за время прочтения работы (а это
5-10 минут), нужно разобраться и в работе,
и в характере представленных результатов, старайтесь максимально
облегчить ему восприятие текста.
Полученные данные необходимо
сопоставить друг с другом и с литературными источниками
и проанализировать, т. е. установить и сформулировать
закономерности, обнаруженные в процессе исследования.
И завершается работа выводами,
в которых тезисно, по порядку, излагаются результаты работы. Выводы
должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследований, являться
ответом на вопросы, поставленные в них.
Помните о том, что ваши
работы — лишь первый шаг в слегка приоткрывшуюся для вас дверь
науки. Никогда не забывайте, что главная заслуга в этом —
ваших научных руководителей, которые помогли вам его сделать. Настоящее,
самостоятельное научное исследование возможно лишь после получения
качественного, разностороннего высшего образования; для того, чтобы стать
учеными, вам нужно еще годы и годы напряженно учиться.
Не останавливайтесь на достигнутом!
Требования к работам,
представляемым на секцию «Математика»
1. Структура работы:
- Постановка математической
задачи
- Определения понятий,
которые не входят в школьную программу (если такие есть
в работе)
- Формулировка основных
результатов (теорем)
- Доказательства теорем
2. Общие советы
по написанию работы:
Текст работы по математике
желательно построить так:
Во введении нужно дать
мотивировку и постановку задачи, её место в контексте. Сразу
после этого нужно чётко сформулировать основные результаты, включая
необходимые для формулировок определения и обозначения (определения
и обозначения, необходимые только для доказательств, нужно привести
далее). Очень важно отделять собственные результаты школьника
от полученных кем-то ранее. Нужно выделять формулировки утверждений,
начала и концы доказательств. Желательно (хотя это непросто) перед
сложным доказательством неформально объяснить его идею. Если используются
понятия и результаты, не являющиеся общеизвестными, стоит напомнить
их читателю или привести ссылки. Если у вас есть интересные
гипотезы, которые пока не удалось доказать, можно привести
их, чётко отделив от доказанных результатов.
|